Статьи

Заключение


История возникновения и развития литья как ремесла, достигшего позднее уровня искусства, уходит своими корнями на много тысячелетий в глубь истории. Вопреки неоднократным предсказаниям, литье как способ получения разнообразных изделий не теряет своего значения и в эпоху лазеров, кибернетики, космических полетов.

Более того, литейное производство является одним из основных поставщиков металлических изделий для важнейших сфер народного хозяйства: машиностроения, строительства, производства потребительских товаров. Стоимость продукции литейного производства достигает 1,0—1,5% стоимости валовой промышленной продукции. Литейщики изготавливают станины прокатных станов и корпуса гигантских гидротурбин, имеющих массу в сотни тонн, и маленькие детали массой в несколько граммов для радиоэлектронной промышленности, часов, охотничьих ружей и т.д. Отливки окружают нас повсюду. Образно говоря, они на земле и под землей, на воде и под водой, в небе и в космосе. Литые детали соседствуют с нами и дома: фотоаппарат и пылесос, водопроводный кран и ванна, детали сантехники и фурнитура. Такое широкое распространение литейного производства в современных условиях объясняется, прежде всего, чрезвычайной экономичностью способа по энергозатратам и расходу материалов. Литье наименее энергоемкий способ формообразования деталей, особенно сложной конфигурации. Не случайно методом литья изготавливают не только изделия из металлов, но и из пластмасс, стекла, камня.

Порой можно слышать сетования на то, что старые приемы литья утеряны, а мастерство литейщика не столь многогранно, как было раньше. Быть может, какие-то «секреты» изготовления формы с использованием яичных желтков, костной муки или других подобных материалов, действительно, утеряны, но вряд ли литейщики стали бы сегодня использовать эти секреты, когда открыты новые процессы литья, когда наука и техника дали и для традиционных методов литья более эффективные решения.

Перед современным литейщиком стоят совершенно иные задачи, чем, скажем, во времена Скифии. Да и средств для решения их неисчислимое множество. Одно лишь остается общим — увлеченность своей профессией. Более 400 лет тому назад В. Бирингучио писал в своем труде «Пиротехника»: «...Литейщик всегда похож на трубочиста, покрыт углем и противной копотью; его одежда пропылена и наполовину сожжена; его руки и лицо залеплены грязной землей... Ремесло литейщика держит ум его в беспокойстве и страхе за исход работы, угнетает и напрягает его... Но вместе с тем это выгодное и тонкое ремесло и в большой степени увлекательное» (курсив автора).

С тех пор многое изменилось. Помогают получать отливки различные «умные» машины, многие новые процессы литья исключают использование «грязной земли». Непрерывно возникают и внедряются в производство такие процессы, при которых роль литейщика сводится к наладке, контролю и управлению процессом на расстоянии.

Не потеряли литейщики и мастерства при изготовлении отливок, просто оно реализуется на других изделиях, в другую эпоху. Например, изготовил в свое время уральский литейщик Кузнецов художественную отливку, заформовав как модель тело речного рака, а затем выжег его из формы — и весь мир говорил об этом как о большом литейном искусстве. А современные литейщики отливают по выжигаемым моделям детали автомобильного двигателя, изложницы массой в десятки тонн и мы воспринимаем это как обыденное, ординарное явление. Отлил литейщик-скиф мудреные бронзовые удила — искусство литья, а современные мастера без особого афиширования получают сложнейшие изделия гироскопов — отливку в отливке из ультрасовременных сплавов.

К сожалению, этого нельзя сказать о художественном литье; в период индустриализации оно оказалось неправомерно запущенным в послереволюционной России, как и многие другие художественные промыслы. С тех пор исчезли многие старые произведения архитектурного литья в усадьбах, дворцах, садах и парках, а многие сохранившиеся, бесхозные изделия находятся в плачевном состоянии.

На смену высокохудожественным произведениям часто стали приходить ординарные по замыслу работы с низким качеством исполнения. Об этом можно судить, в частности, сравнивая современные художественные отливки малых форм с изделиями К. Фаберже или старым каслинским литьем.

Однако следует отметить, что сейчас происходит определенный переворот в мировоззрении общества. Растет интерес к истории, а следовательно, и технологии художественного литья, ведутся поиски утерянных образцов, реставрация повреждённых объектов. Организуется подготовка специалистов, возрождается и расширяется производство металлических изделий малых форм, кабинетного и каминного литья. Проектируются и воздвигаются монументы в честь событий или в память о популярных в народе деятелях, нежалованных прежним режимом.

Авторы будут удовлетворены, если данная книга послужит прогрессу в этом деле, интересном и важном для эстетического воспитания людей.


Назад в раздел