Статьи

Передняя Азия


Ближний Восток, включающий регионы Африки и Передней Азии и охватывающий территории современных Египта, Судана, Ливии, Ирака, Сирии, Турции, Израиля, Иордании, Ирана, Ливана и другие, — колыбель эволюции человечества. Одна из древнейших на Земле цивилизаций — шумерская — сложилась там, в Месопотамии, между реками Тигр и Евфрат, около IV тысячелетия до н.э. В начале III тысячелетия туда начали проникать аккадцы, и около 2350 г. до н.э. они полностью подчинили себе шумерские города и объединили их в единое и мощное государство, создав шумеро-аккадскую культуру, оказавшую огромное влияние на все последующие культуры Старого Света.

Теплый мягкий климат Южного и Среднего Междуречья, развитое гончарное производство, потребности земледелия и рост городов создали, несомненно, благоприятные условия для зарождения металлообработки, в частности, процессов литья, хотя отсутствие своего металла ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических центров. Шумеры привозили медь из Элама, Ирана, Ассирии, Малой Азии и далеких областей Закавказья [8]. Уже в глубокой древности (по крайней мере, с началом эпохи раннего металла) результатом технологического прогресса становилось отчетливо прослеживаемое международное разделение труда, когда определенные производственные функции сосредоточивались в руках как бы особых, «избранных» культур [6]. Бывало, что народы, обладавшие богатыми природными ресурсами, не догадывались о возможности их применения, а в бедном металлами Междуречье уже в начале III тысячелетия до н.э. из меди делали различные предметы — оружие, топоры, серпы и сосуды. К середине III тысячелетия до н.э. относят медные статуэтки и рельефы, найденные в Уре и сделанные с большим художественным мастерством. В сохранившихся надписях упоминаются 19 медных статуй, сделанных по царским приказам. В это же время храмы на территории Двуречья украшали выбитыми или коваными медными изделиями. Здесь, по-видимому, впервые был использован для литья природный сплав золота и серебра — электрон. Позднее литейщики Месопотамии одними из первых научились сплавлять медь со свинцом, а впоследствии с оловом, получая замечательный литейный сплав, сыгравший исключительную роль в развитии художественного литья не только в Шумере, по и во многих странах. Интересно отмстить, что шумерская бронза, кроме олова, содержала никель, поэтому по распространению изделий из нее можно строить предположения о связях шумеров с другими пародами.

О великолепном совершенстве владения техникой металлообработки свидетельствует сохранившаяся голова статуи царя Саргона Аккадского из Ниневии (2300-2200 гг. до н.э.), выполненная в натуральную величину (рис. 7). Прекрасная чеканность, высокое качество исполнения, топкая прорисовка деталей, тщательность отделки — все это ставит ее в ряд лучших образцов мирового искусства. Поскольку музейные экспонаты редко исследуются металлографическими методами, историки и искусствоведы вынуждены судить о примененном материале и использованной технологии изготовления по внешнему виду и косвенным данным. Поэтому иногда сведения об одном и том же предмете у разных авторов не совпадают. Так, по поводу этой изумительной головы аккадского царя Саргона в одном источнике [9] говорится, что она выкована из меди, а в других работах, например [1], ее называют бронзовой, имея в виду бронзовое литье.

По нашему мнению, эта фигура никак не могла быть кованой. По-видимому, автор работы [9] пришел к такому выводу из-за внешней похожести прически царя (которую принимают за шлем) с древним шлемом, имитирующим подобную прическу, который был найден при раскопках в Уре (Шумер). Однако, сравнивая эти два шедевра, можно найти существенные различия, связанные с разными способами и техникой исполнения. Шлем из Ура изготовлен из довольно топкого листа золота, все углы и линии отличаются мягкостью и индивидуальностью при всей схожести, что характерно для ручной ковки или выколотки. Рельеф же головы царя Саргона выполнен очень жестко, четко, завитки бороды выглядят рублеными, прическа тоже резко обозначена. И вся фигура четко делится па две абсолютно симметричные части, можно даже заметить разделительную линию, идущую по бороде и темени (рис. 7). Хотя фигура пустотелая, стенки довольно толстые, чтобы быть коваными, т.е. вывод о том, что она была отлита, вполне правомочен.

Golova_Capgona_Akkadskogo_Bronza_Pervajapolovina_III_tysjacheletija_do_n_je_Bagdad_Irakskij_muzej.jpg

Рис. 7. Голова Capгона Аккадского. Бронза, высота 36,6 см. Первая половина III тысячелетия до н. э. Багдад, Иракский музей

Так как нет никаких следов пайки или другого способа соединения частей, голова, вероятно, была отлита целиком, по-видимому, и двустворчатую форму. Вполне возможным кажется использование способа литья по выплавляемой модели, который в Шумере был известен уже в середине III тысячелетия до н.э. Правда, сохранившиеся от того времени литые бронзовые фигурки в основном цельнолитые и небольшого размера. Что касается примененного сплава, то, судя по великолепному качеству отливки, это не может быть чистая медь, а скорее литейный медный сплав (возможно, и бронза) с не очень большим количеством добавок.

Однако о материалах, из которых изготовляли формы, и о способах литья в Месопотамии в древние времена имеется очень мало данных. Можно предположить, что здесь первоначально для отливки использовали, как и в других регионах, каменные формы. Наряду с ними существовали керамические (глиняные) формы, известные с середины III тысячелетия до н.э., а для художественных отливок изготовляли формы по выплавляемым моделям (известна такая форма для топора, изготовленная в 2000— 1600 гг. до н.э.). В качестве выплавляемого материала использовали воск, скорее всего с добавлением смолы и асфальта [10]. О применении песчано-глинистых стержней свидетельствуют остатки смеси в копыте литого быка в натуральную величину (Британский музей), а в голове одной из статуй льва (из того же музея) сохранились остатки стержня из смеси с битумной добавкой.

На территории Месопотамии появлялись и гибли под натиском завоевателей новые культуры и могущественные государства — Вавилония, Элам, Хеттское царство, Ассирия. Однако культура шумеров была настолько высокой, что все пришельцы подпадали под се обаяние, впитывали ее, распространяли на обширные территории, передавали следующим поколениям.

Практически культура и искусство народов Ближнего Востока несут на себе отпечаток культуры шумерской цивилизации.

Не только Междуречье богато находками древних художественных отливок. Знаменитыми металлургами были хетты; замысловатыми бронзовыми фигурками славились мастера Нуристана; Сирия поставляла металл и металлические изделия во многие страны и даже в качестве дани во дворец Ахсменидов.

Развитие художественного литья Ближнего Востока повлияло на появление литых произведений у народов, населявших более восточные области, например Закавказье, хотя при этом не исключается и самобытное появление там литейных ремесел и художественного литья (например, в Грузии). На высокий расцвет металлургии у древнейших кавказских племен указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и особенно результаты археологических раскопок. Так, в Кобанском районе обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные топким орнаментом.

Союз племен Армянского нагорья образует в IX в. до н.э. довольно сильное государство Урарту, на территории которого имелись месторождения меди, железа, свинца и олова, что обусловило уже в середине III — начале II тысячелетия до н.э. бурное развитие металлургического производства. Укрепление урартского государства способствовало развитию самобытных металлообрабатывающих ремесел.

Для изготовления оружия и орудий труда урарты использовали преимущественно железо, но они умели изготовлять бронзовые сплавы и выделывать из них различные художественные изделия.

На высокое развитие литейной техники в Урарту указывает уже упоминавшийся трон урартского царя, где фигурные ножки и скульптурные части (крылатые львы и крылатые быки, боги) отлиты с величайшей тщательностью из бронзы по восковым моделям. Фигуры дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления для крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики и статуарного литья занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных пародов.

Многие черты урартской культуры отличались большой самобытностью, но урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской и хеттской цивилизаций, объединив в искусстве четкие контуры и в высшей степени стилизованные детали из Ассирии с более натуралистическим искусством хеттов. Характерным примером великолепного качества отливки и особого художественного стиля, достигнутого в последней трети VII в. до н.э., является бронзовая крылатая голова быка, крепившаяся к котелку в виде барельефа (рис. 8). Эта отливка пустотелая (после удаления литейного стержня осталась полость с обратной стороны пластины с перьями и шеи). На оборотной же стороне отливки на уровне лба заметен след, свидетельствующий о раздельном литье частей головы и шеи. Прекрасно выполненную отливку не портит небольшой литейный дефект — крошечная дырочка между правым рогом и глазом [16].

Ruchka_kotla_v_vide_golovy_krylatogo_byka.jpg

Рис.8. Ручка котла в виде головы крылатого быка. Бронза, пустотелая отливка, 6x6,2x9,9 см. Урарту, поел, треть VII в. до н.э. [16]

Металлические изделия Урарту отличает высокое качество и наряду с финикийскими они, по мнению авторов работы [1], явились тем основным средством, с помощью которого ассирийские и вообще восточные темы и идеи проникли в Грецию и Этрурию.

Племена Закавказья освоили технику литья еще в эпоху ранней бронзы (IV тыс. лет до н. э.), используя вначале литье в каменные формы, а позже — литье по выплавляемым моделям. Б. А. Куфтин [11] отмечает, что «цветущая культура Триалети при тесном общении с передовой цивилизацией Древнего Востока своими корнями уходит в местный энеолит, предвещающий своим своеобразным художественным развитием достигнутый в середине II тысячелетия до н.э. культурный подъем». К периоду между II и I тысячелетиями до н.э. литье древних картвелов достигает весьма высокого уровня: появляются литые орнаментованные изделия, художественные отливки, изготовленные по весьма сложной и оригинальной технологии, получает дальнейшее развитие статуарное литье (рис. 9).

Litoj_bars_Drevnjaja_Gruzija.jpg

Рис. 9. Литой барс. Древняя Грузия, Самтавро, I тысячелетие до н. э. [22]

Литая фигура на рис. 9 по художественной значимости не уступают подобным произведениям из других частей Старого Света того времени.



Назад в раздел